Фотоклуб «Мы»   Авторская школа-студия   
История  События  Галерея  Контакты  От первого лица  Анкета для слушателей  

Фотография как метод переживания. Часть 2  

2016.06.26 17:17

Итак, попробуем продлить наши переживания

А  для начала уточним предмет разговора. Речь идет о фотографиилучшесветописи), причем не вообще, а о ее творческой нише. Т.е. о такой фотографии, чей  родовой признак  -   образ.

Фото Натальи Славных

Фото Натальи Славных

Теперь, пожалуй, о самом главном, что неминуемо следует из приведенных ранее многочисленных цитат: объект съемки не равен его образу. Здесь следует представить  себе некую триаду: субъект (фотограф) – объект (то, что снимает фотограф) – изображение (то впечатление от объекта, которое регистрируется на матрице или пленке в виде законченного или в основном созданного фотографом образа). В этой цепочке взаимосвязей объект становится этаким сырцом, заготовкой, предоставляемой объективной реальностью, из которой, собственно, и лепится произведение фотографического искусства. Разумеется, (именно потому что фотография, как никакой другой вид пластического искусства, прежде всегорегистрирует реальность), задача эта не из легких. И вот как раз в сравнении с живописью:  фотограф не настолько, как художник, свободен в своем воображении. Вернее, методика, если так можно выразиться, управления своим воображением в работе фотографа в корне отличается от того, что привычно в этой связи для живописца.

 Фото Александра ВолоцковаФото Светланы Разумовской

 Фото Александра Волоцкова                         Фото Светланы Разумовской

Именно это обстоятельство послужило и, к сожалению, до сих пор нет-нет да и служит поводом для спекуляций на тему «фотографияне искусство». Не будем назойливо повторять «смотря какая фотография…», а лучше постараемся сосредоточиться на проблеме перевода в фотографии. Проблема эта существует в искусстве вообще – проблема перевода объективной реальности на язык образов. Но, опять же по понятной причине, в фотографии она стоит острее.

Фото Нины Красильниковой

Фото Нины Красильниковой.

Что же руководит фотохудожником, когда он создает свои произведения? Тайна сия велика есть, и едва ли можно обстоятельно изложить свои суждения на эту тему. Хотя бы потому, что, как мы выяснили ранее, вербальный способ здесь окажется несостоятельным. Позволю себе еще одну цитату из Картье-Брессона: «Сами по себе факты совершенно не представляют интереса.  Важны впечатления от них. Важно уловить истину глубинной реальности». И это, заметим, сказал основатель всемирно известного Магнум –фото, самого авторитетного по сей день агентства, созданного ради журналистской фотографии, т.е. той ее ветви, которая как раз и призвана заниматься фактами! Кстати, когда разговор заходит о художественной (творческой) фотографии, то фотожурналистике частенько отказывают в принадлежности к последней. И напрасно. И неумно. Как профессиональный журналист выражаю  свое категорическое негодование и советую пораспрашивать знакомых фоторепортеров, по чем фунт лиха. И они, бедолаги, расскажут вам, до какого  физического изнеможения доходит порой дело после репортажной съемки продолжительностью каких-нибудь пару часов. Вряд ли все объясняется давкой на  городском празднике, где им пришлось потрудиться…

Фото Анны Николаевой

Фото Анны Николаевой.

В нашей практике обучения есть такое задание: создайте портрет вещи. Интереснейшее, надо сказать, занятие. И слушатели демонстрируют огромный энтузиазм в этом деле. Азарт обусловлен стремлением решить эту самую проблему перевода. Ведь «ксерокопировать», к примеру, вилку или очки – большого труда не составит: надо просто грамотно распорядиться фототехникой. А «научиться грамотно снимать – дело нехитрое». (В.Стигнеев). «Хитрость» же  состоит в том, чтобы вещь «заговорила», оказалась одушевленной автором снимка. И совершенно очевидно, что человек, справившийся с этой задачей, сможет впоследствии уверенно  создать характерный портрет человека, разглядев в нем не только черты внешности…

Фото Галины Кемеровой

Фото Галины Кемеровой.

Есть такое выражение, бытующее в связи с творчеством выдающегося отечественного фотографа Александра Александровича Слюсарева – вещи, застигнутые врасплох. Вдумаемся, насколько образное выражение! Родившееся именно по поводу  образа вещи. И какие-то конкретные советы или наставления здесь окажутся неуместными. Потому что это всегда загадка (в том числе и для самого автора) – загадка, коей отмечено любое творчество. Впрочем, одну подсказку от великого – все тот же Картье-Брессон – можем дать: «К сюжету надо подкрадываться на цыпочках, даже если речь идет о натюрморте». Стало быть, трепетнее надо, затаив дыхание – в прямом и переносном смысле.

Фото Юлии Васильевой

Фото Юлии Васильевой.

Так каков же метод переживания фотографа? Однозначно определить его, понятное дело, невозможно. Однако (в отличие от живописца!) это всегда будет маленький ядерный взрыв в момент нажатия на кнопку спуска затвора фотокамеры. То есть мощнейшее потрясение в долю секунды – на время открытия затвора, определенного экспозицией. Только представим себе, насколько же велико должно быть напряжение человека, сжимающего в руках небольшое устройство, при помощи которого (всего лишь при помощи!!!) создается шедевр светописи! Какова должна быть концентрация всех сил нравственного порядка в это ничтожное по чисто физическим меркам мгновение! Именно так и уж никак не иначе создаются настоящие произведения фотографического искусства. Это когда огромный мир сворачивается в трубочку и с сумасшедшей скоростью летит в объектив аппарата, чтобы вслед за этим снова развернуться, но уже в свою крохотную копию и замереть на светочувствительном слое. Нет, конечно, - не копию! Это-то уж мы теперь знаем доподлинно!..

Фото Дарьи Копоенко

Фото Дарьи Копоенко.

Фотографии из архива Дома творческой фотографии "МЫ" имени Александра Овчинникова.

Продолжение следует!

Андрей КОЛОДИН
Художественный руководитель
Дома творческой фотографии «МЫ»


Вернуться к списку новостей

Яндекс.Метрика