Фотоклуб «Мы»   Авторская школа-студия   
История  События  Галерея  Контакты  От первого лица  Анкета для слушателей  

Повод навсегда. От первого лица.  

Уж, кажется, все сказано, все акценты сделаны, все понятия разведены. Однако  это тот случай, когда  никак лишним не будет повторить, казалось бы, очевидное. Поводов для этого, как и прежде, хоть отбавляй.

Сейчас идет очередной набор в школу-студию творческой фотографии «МЫ». Люди звонят, интересуются. И через одного спрашивают: обязательно ли иметь «зеркалку», чтобы начать у нас обучение?

Можно, конечно, улыбнувшись, односложно ответить. Но ведь ситуация в высшей степени симптоматична! До сих пор творческий потенциал фотографа напрямую связывают с его технической оснащенностью. Напомним: великий Картье-Брессон всю свою «профессиональную жизнь» довольствовался практически одной камерой и одним объективом. И, кстати, его тогдашняя «Лейка» - не ровня современным цифровым  «мыльницам» (несправедливый ярлык!), которые разве что только пива не наливают. Стало быть, все остальноеталант. Плюс высокая интеллигентность и потрясающая скромность. В 1947 году мэтр со товарищи основал всемирно известнейшее агентство «Магнум фото» и именно в связи с этим событием написал в своем дневнике: «Я уже не был любителем, но все еще оставался дилетантом». (!)

А вот еще один, куда менее авторитетный, но не менее убедительный, как мне кажется, аргумент.

Сравнительно недавно вышла в свет книга вашего покорного слуги «Единица измерения». Это какая-никакая художественная литература, порядка трехсот страниц, а стало быть, необходимы были иллюстрации. Издатель так и сказал: «Решайте эту проблему!». Решил, недолго думая: фотографии ассоциативного ряда, авторские же. Их в книге около восьмидесяти, включая первую и четвертую страницы обложки! Полиграфическим исполнением, сразу скажу, все, включая издателя, остались довольны. Если честно, я ленив, и кофр с той самой пресловутой «зеркалкой» и набором оптики редко висит на плече. Куда чаще – в кармане маленькая камера, и то не последнего поколения. Так вот, за исключением пяти все остальные фото, вошедшие в книгу, были сделаны как раз этой малышкой.

Почти с унынием в очередной раз процитирую Валерия Тимофеевича Стигнеева, известного отечественного исследователя фотографии: «Научиться грамотно снимать – дело нехитрое». Так, может, уже хватит «хитрить»? Техничность снимка это, разумеется, непреложное требование. Но, как бы это неожиданно ни прозвучало, не главное.
Мы всегда старательно подчеркиваем: у нас не учат фотографировать – у нас изучают фотографию. И как следствие – научаются фотографировать. Очень, знаете ли, важная причинно-следственная связь… Может, именно поэтому, отучившись положенные девять месяцев, студийцы целыми группами остаются на второй год. Просто светопись становится неотъемлемой составляющей жизни, и очень хочется не прерывать эту творческую пульсацию. Мы и не возражаем. Более того, теперь у нас (кроме собственно образовательной структуры) уже два творческих объединения. А набор на обучение в школе-студии проводим уже дважды в год. И вот весьма примечательное наблюдение. Те, кто сейчас приходит к нам учиться, сильно отличаются от слушателей, скажем, трехлетней давности. Во-первых, их просто больше количественно. А главное, их приводит сюда не любопытство, не попытка обрести новое хобби, а здоровые творческие амбиции. Так что нет, не мельчает народ, напротив – посерьезнел. Нынче душа в цене!

Вот и о главном. Стало хрестоматийным для наших фотографов такое осмысление снимка: он имеет, разумеется, эстетическое измерение, содержательное (или сценарное), затем чувственное и, наконец, нравственное, а затем, если хотите, духовное. И какая же это радость осознавать, что, оценивая фотографию как произведение искусства, они прежде всего резонируют на три последних параметра. Более того, это становится путеводным в их творчестве. Наверное, потому-то по прошествии шести месяцев обучения почти каждый из них имеет небольшую коллекцию по-честному выставочных кадров.

Недавно в эфире Новгородского телевидения трое наших соратников по фотоклубу стали участниками серьезного разговора о месте фотографии в культуре. Ведущий под конец этой беседы задал моим коллегам очень важный, как мне кажется, вопрос: существует ли наша национальная фотография? Ответ, разумеется, был положительным, но время прямого эфира закончилось, к сожалению всех его участников. А мне вот захотелось сейчас продолжить…
Как-то принимали мы в нашем объединении гостя: мастер-класс проводил Томас Вернер, историк и преподаватель фотографии в одном из университетов США. Он почти ежегодно приезжает в Россию в своеобразную творческую командировку – собирает коллекцию «русских фотографий», которую пополнил и за счет наших снимков. Уже после встречи Том приватно поделился: «Удивляюсь, как это у вас получается! Мои студенты полностью упакованы аппаратурой. Снимают качественно, но как-то прохладно, в основном сосредотачиваясь на фотографической эстетике. Вы же все «на коленках» делаете – а какие одухотворенные работы!»

Устами американца – это, знаете ли… Он же уже тогда ответил на этот самый вопрос о нашей национальной светописи. И «пароль» произнес: одухотворенность.

На том и стоим…

Андрей КОЛОДИН

Художественный руководитель
Дома творческой фотографии «МЫ»


Яндекс.Метрика